Как выбрать весло для каяка?
У большинства легких лодок, будь то каяк, байдарка, каноэ или катамаран именно весло является двигателем. От него зависит как быстро будет идти каяк или байдарка и будет ли идти вообще. Исходя из этого к выбору, покупке весла стоит отнестись серьезно, особенно если дело касается дальних походов, многодневных сплавов, больших переходов или морских приключений. Количество весел в продаже огромное множество и если опыта в каякинге немного, то запутаться при покупке весла очень легко. В этой статье под названием "Как выбрать весло для каяка" мы попробуем отбросить все лишнее и помочь Вам купить именно то весло, которое Вам действительно подойдет и прослужит долгие годы.

Как и при покупке каяка, при покупке весла нужно задать себе вопрос, для каких целей я буду его использовать? Сразу оговоримся, что весло покупается под каяк, а не наоборот. При покупке весла, также как и при покупке байдарки, нет мелочей, учитывается все, какой у Вас каяк, какой у Вас рост, для каких целей будете использовать весло, материал из которого оно изготовлено и т.д.
Еще один важный момент, бывают случаи, когда на бюджете весла можно сэкономить, например если у Вас каяк с педальным приводом, но лучше все равно этого не делать. Есть у Вас педальный привод, винтовой он у Вас или ласты, стоит мотор на каяке или нет, по хорошему лучше всегда исходить из того, что весло это единственный привод в движение Вашей лодки. Ситуации на воде бывают разные, моторы и привода могут выйти из строя, а по закону подлости, это происходит далеко от берега или пункта назначения, а иногда очень далеко. Поэтому купите сразу весло хорошего качества с запасом прочности, исходя из нештатных ситуаций, которые могут случиться на воде. Благодаря этому Вы всегда прибудете в свой пункт назначения, вернетесь на родной берег.
Начнем подбор весел с самой большой группы каяков, это каяки для рыбалки и охоты. Здесь в первую очередь нужно понимать, что рыболовный каяк существенно шире своих туристических и морских собратьев, а значит и весло будет для этой группы каяков более длинное. Плюс при выборе весла мы должны учесть и рост гребца. Длинное весло более тяжелое, за счет более слабых гидродинамических характеристик рыболовного каяка, в сравнении с туристическим или экспедиционным, нагрузка на плечевой пояс, при дальних переходах будет огромная. Учитываем, что весло для рыболовного каяка, при наличии педального привода или мотора будет использоваться только для отхода от берега. Берем на заметку, что во всех случаях весло необходимо, чтобы отойти от берега, а это механические нагрузки на весло. Материал шафта и материал лопасти должен их выдерживать, при этом должен быть легким. Длина рыболовного весла, под рыболовный каяк, растет пропорционально с росту гребца, рыбака, охотника, райдера. Еще один важный момент, это если рыболовный каяк эксплуатируют несколько человек с разной антропометрией. В такой ситуации лучше купить весло с регулировкой длины. Плюс у весла должна быть регулировка углов наклона лопасти, чтобы можно было выбрать хват и настроить весло под наиболее удобную греблю. Чем регулировок у весла будет больше, тем более индивидуальную настройку весла можно будет произвести, а значит и улучшить комфорт и эффективность гребли. Помнить только нужно, что чем больше узлов регулировки, тем больше слабых узлов подверженных к поломке, а значит качество материалов, из которых сделано весло, должно быть высокое. Вывод. Под рыболовный каяк или каяк для охоты, покупаем удлиненное весло от 2,5 м длиной, с наличием регулировки длины и регулировки углов наклона лопасти, облегченным шафтом, fiberglass или carbon, лопасти из термопластика, он устойчив к механическим повреждениям имеет достаточно низкий вес, размер лопасти и форма классическая. Если рост гребца превышает 1,75 м, а ширина каяка 0,8 м, и сиденье на каяке установлено каркасное, с высокой посадкой, то весло уже берем 2,6 м и т.д. Для примера рыболовного весла посмотрите на этот вариант. Дальше идут всевозможные опции, такие как крючки для снятия лески с веток деревьев, линейки для измерения пойманной рыбы и т.д. это уже на усмотрение гребца, решающей роли в покупке они не играют. Отметим, что пример весла, который мы привели выше, включает в себя все эти опции, это топовое весло Vibe Kayaks USA. При таком подходе к выбору, будет достаточно одного весла, оно прослужит долгие годы и в моменты внештатных ситуаций поможет вернуться домой, а ход на нем доставит Вам удовольствие и приятные физические нагрузки будут в радость.

Переходим к подбору весла сразу под несколько групп каяков, байдарок. В данной теме мы объединим сразу несколько групп каяков, тенденция подбора у них одинаковая. Рекреационные, туристические, экспедиционные и морские каяки в основной своей массе имеющие посадку sit-in, посадка внутрь каяка, под юбку. Эти группы более легких и быстрых лодок по сравнению с рыболовными каяками. Их основное предназначение это путешествия, экспедиции, прогулки, природные фотосессии, сплавы по рекам и каналам, дальние походы, гребля, фитнес. Еще одной отличительной особенностью, является более узкая форма корпуса, за счет чего данные типы каяков имеют более высокие гидродинамические показатели и низкий вес, а от сюда и более короткое весло для них. Центр тяжести в данных видах лодок смещен максимально вниз, а ширина байдарки колеблица от 50 до 75 см. В то время как ширина рыболовного каяка только стартует с этой отметки. Здесь не нужны опции с крючками на лопасти, линейками для измерения рыбы и т.д., а вот все остальное, что мы описывали при подборе рыболовного весла, имеет место быть. Если подходить правильно к подбору весла для туринга, то нужно купить сразу два весла, бюджетное с алюминиевым шафтом и термопластиковыми лопастями, для отхода от берега, которыми Вы сможете оттолкнуться, упереться в камень, в препятствие, пробираться сквозь заросшие участки водоема, задевать дно на мелководье. Второе весло, только для гребли, легкой, нежной и шелковистой гребли. Быстрой, жесткой и спортивной гребли, только гребли. Это весло уже сделано из композитных материалов, стеклопластик, стекловолокно, карбон. Часто делаются комбинированные варианты весел. Лопасть стекловолокно, шафт карбон или наоборот. Эти варианты весел существенно легче и жестче, но есть и минус они более хрупкие. Самые легкие и жесткие, в тоже время и самые дорогие весла, это карбон. Вариант карбоновый шафт и карбоновые лопасти. Такие весла позволяют покрывать огромные расстояния, не перегружают руки и плечи, сильно повышают эффективность гребка. Есть регулировка длины весла,на профессиональных, облегченных веслах она как правило небольшая в пределах 10 см. Кривой шафт, для чего? Он снижает нагрузку на кистевой сустав, лучевую кость, предплечье, помогает покрывать большие расстояния с меньшей нагрузкой, а за счет этого снижает и усталость в целом, вовремя больших переходов. Размер лопасти, а точнее сказать, площадь лопасти, тоже имеет значение, хотите скорость, высокую скорость, тогда весло с большой площадью лопасти, низким весом, карбоновое, жесткий шафт, жесткая лопасть, полное отсутствие прогиба, а следствие крайне высокая эффективность гребка, все это в купе с хорошей физической подготовкой и конечно композитным, ходким каяком. И будет скорость. Хорошее композитное весло стоит как неплохой каяк, но дает массу преимуществ и удовольствия. Гренландское весло, весло с минимальной площадью лопасти, очень легкое, делается обычно из дерева или карбона. Чаще всего используется в морском каякинге в купе с хорошим, ходким морским каяком, набрав скорость, такого весла при такой лодке достаточно для поддержания крейсерской скорости и не нагружает плечевой пояс. Очень полезная штука в дальних морских экспедициях. Туринговые и морские весла, сильно короче рыболовных, как правило стартуют с отметки 2 м и заканчиваются на отметке 2,4 м. Также подбираются под рост гребца и ширину каяка, байдарки, каноэ. Вывод. Хотите серьезно каячить, берите два весла, простое бюджетное и облегченное композитное, посоветуйтесь с профессионалами, исходя из водных Вашей антропометрии и каяка, Вам подберут длину весла.
Еще остались весла для классического каноэ, Sup-Board и сплавных каяков, здесь коротко, так как основные концепции выбора весла мы описали выше и как нам думается достаточно подробно. Классическое каноэ. Классическому каноэ, классическое весло из канадского кедра. Также подбирается под рост гребца, является однолопастным, гребля осуществляется с колена, легкое и прочное. Бывают и весла с алюминиевым шафтом, регулировкой длины, бывают и композитные, но классика, есть классика. Sap-Board, концепция весла похожа, оно длиннее, дает возможность осуществлять греблю из положения стоя, за частую имеют регулировку длины, дешевые, алюминиевый шафт, лопасть пластик, дальше fiberglass - термопластик, композитные облегченные. Принцип подбора тот же. Сплавные весла ближе всего к туристическим или морским, на композитных сплавных веслах как правило делаются утолщения на возможных местах соприкосновения с камнями, они одни из самых коротких, в этой группе каяков длинное весло не нужно, гребля на "сплавнике" крайне интенсивная и длинное весло будет мешать. 1,8 м - 2,2 м самый популярный их диапазон. Принцип подбора тот же.